Обучение слабослышащих

«Методика равных возможностей» - обучение людей с нарушениями слуха.

Учиться всегда тяжело. А учиться, не имея возможности слышать своего педагога еще тяжелее. И хотя язык жестов позволяет общаться между собой, процесс усвоения учебного материала с его помощью сильно затруднен. Поэтому, обучение людей с проблемами слуха должно быть построено так, чтобы максимально легко доводить до учеников новый материал, быть интуитивно понятным. Наиболее эффективным является обучение с использованием передовых педагогических методик. Внедрением таких методик в изучение правил дорожного движения занимается в России автошкола «Мустанг».


Программа обучение глухих и слабослышащих водителей автошколы «Мустанг» примечательна тем, что, несмотря на наличие специализированных школ ВОГ для обучения, негосударственная организация глухих и слабослышащих людей под эгидой своего официального сайта «Виват, Питер» сама обратилась к нам с просьбой обучать их представителей на «права», посчитав наши методики обучения «деловой игры» и «опорных сигналов» самыми эффективными и легкими в усвоении.

Автошкола «Мустанг» всячески пошла навстречу ученикам с ограниченными возможностями. Специально для занятий в этих группах разработаны дополнительные учебные программы и занятия. Мы начали обучать глухих и слабослышащих водителей в 2011 году и теперь после нескольких лет плодотворного сотрудничества, можно с уверенностью сказать, что если не все, то почти все глухие и слабослышащие водители Санкт-Петербурга готовятся именно в нашей автошколе. Более того, многие ученики специально приезжают на наши занятия из области.


I. Цели внедрения методики

  1. Способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.

II. Преподаватели «МУСТАНГА» исходили из того, что в обучении безопасному вождению автомобиля непременно должны быть две составляющих:

  1. Водитель должен знать Правила движения. Традиционные методики эти знания могут дать ученикам с нарушением слуха.
  2. Водитель должен уметь прогнозировать опасные дорожные ситуации. Традиционные методики только частично могут обеспечить этот параметр при обучении людей с нарушениями слуха.

III. Для устранения вышеназванных погрешностей автошкола «МУСТАНГ» создала специальные учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

  1. Учебное пособие «Опорный конспект по Правилам движения» с заранее заготовленными рисунками дорог, перекрестков, для проведения на занятиях Деловых игр.
  2. Технические средства обучения с комплектом материалов к ним, которые размещены в однотипно оборудованных аудиториях автошколы.
  3. Комплекс обучающе-тестирующих автомобильных тренажеров с видео и компьютерными программами к ним.
  4. Указанные учебные средства разработаны и изготовлены преподавателями автошколы «Мустанг», и используются в учебном процессе только в нашей школе.

IV. Для повышения эффективности учебного процесса будут использоваться специфические методики и приемы обучения.

  1. Методика «Опорных сигналов». Можно сказать, что это своеобразный перевод ПДД с официального языка документа на всем понятный язык образного общения. Подобная методика особенно эффективна для обучения людей с нарушениями слуха.
  2. Методика «Деловой игры» с решениями проблемных дорожных ситуаций в Опорном конспекте.
  3. Опыт проведения занятий в нашей автошколе показал необходимость увеличения продолжительности обучения для людей с нарушениями слуха. Поэтому составляется индивидуальный тематический план, который от стандартного отличается только тем, что имеет этап «Совершенствование водительского мастерства».
  4. Поддержание фронтальной обратной связи с обучаемыми производится не только с помощью Опорного конспекта и информации на большом мониторе в аудитории, но дополнительно используется «Система цветового кодирования» (светофоры в аудитории), световые указки и сурдопереводчик.

V. Предлагаемая методика обучения водителей в смешанных группах («билингвальное» обучение) создает преимущества ученикам с разными физическими возможностями.

  1. Ученики с нарушениями слуха:
    • находят и определяют для себя приемы замещения путей передачи и получения информации на дороге;
    • учатся распознавать партнеров по движению;
    • учатся предвидеть ошибки других водителей (познают стилистику ошибок);
    • приобретают чувство уверенности в действиях;
    • в последующем таким водителям легче и проще адаптироваться к реалиям дорожного движения.

Двери нашей автошколы открыты для всех, желающих стать по настоящему грамотным и безопасным водителем. А глухие и слабослышащие жители нашего региона могут записаться для обучения в автошколе на Петербургском портале для глухих и слабослышащих «Виват, Питер».