Обучение слабослышащих

«Методика равных возможностей» - обучение людей с нарушениями слуха.

Учиться всегда тяжело. А учиться, не имея возможности слышать своего педагога еще тяжелее. И хотя язык жестов позволяет общаться между собой, процесс усвоения учебного материала с его помощью сильно затруднен. Поэтому, обучение людей с проблемами слуха должно быть построено так, чтобы максимально легко доводить до учеников новый материал, быть интуитивно понятным. Наиболее эффективным является обучение с использованием передовых педагогических методик. Внедрением таких методик в изучение правил дорожного движения занимается в России автошкола «Мустанг».


Программа обучение глухих и слабослышащих водителей автошколы «Мустанг» примечательна тем, что, несмотря на наличие специализированных школ ВОГ для обучения, негосударственная организация глухих и слабослышащих людей под эгидой своего официального сайта «Виват, Питер» сама обратилась к нам с просьбой обучать их представителей на «права», посчитав наши методики обучения «деловой игры» и «опорных сигналов» самыми эффективными и легкими в усвоении.

Автошкола «Мустанг» всячески пошла навстречу ученикам с ограниченными возможностями. Специально для занятий в этих группах разработаны дополнительные учебные программы и занятия. Мы начали обучать глухих и слабослышащих водителей в 2011 году и теперь после нескольких лет плодотворного сотрудничества, можно с уверенностью сказать, что если не все, то почти все глухие и слабослышащие водители Санкт-Петербурга готовятся именно в нашей автошколе. Более того, многие ученики специально приезжают на наши занятия из области.


I. Цели внедрения методики

  1. Способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.

II. Преподаватели «МУСТАНГА» исходили из того, что в обучении безопасному вождению автомобиля непременно должны быть две составляющих:

  1. Водитель должен знать Правила движения. Традиционные методики эти знания могут дать ученикам с нарушением слуха.
  2. Водитель должен уметь прогнозировать опасные дорожные ситуации. Традиционные методики только частично могут обеспечить этот параметр при обучении людей с нарушениями слуха.

III. Для устранения вышеназванных погрешностей автошкола «МУСТАНГ» создала специальные учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

  1. Учебное пособие «Опорный конспект по Правилам движения» с заранее заготовленными рисунками дорог, перекрестков, для проведения на занятиях Деловых игр.
  2. Технические средства обучения с комплектом материалов к ним, которые размещены в однотипно оборудованных аудиториях автошколы.
  3. Комплекс обучающе-тестирующих автомобильных тренажеров с видео и компьютерными программами к ним.
  4. Указанные учебные средства разработаны и изготовлены преподавателями автошколы «Мустанг», и используются в учебном процессе только в нашей школе.

IV. Для повышения эффективности учебного процесса будут использоваться специфические методики и приемы обучения.

  1. Методика «Опорных сигналов». Можно сказать, что это своеобразный перевод ПДД с официального языка документа на всем понятный язык образного общения. Подобная методика особенно эффективна для обучения людей с нарушениями слуха.
  2. Методика «Деловой игры» с решениями проблемных дорожных ситуаций в Опорном конспекте.
  3. Опыт проведения занятий в нашей автошколе показал необходимость увеличения продолжительности обучения для людей с нарушениями слуха. Поэтому составляется индивидуальный тематический план, который от стандартного отличается только тем, что имеет этап «Совершенствование водительского мастерства».
  4. Поддержание фронтальной обратной связи с обучаемыми производится не только с помощью Опорного конспекта и информации на большом мониторе в аудитории, но дополнительно используется «Система цветового кодирования» (светофоры в аудитории), световые указки и сурдопереводчик.

V. Предлагаемая методика обучения водителей в смешанных группах («билингвальное» обучение) создает преимущества ученикам с разными физическими возможностями.

  1. Ученики с нарушениями слуха:
    • находят и определяют для себя приемы замещения путей передачи и получения информации на дороге;
    • учатся распознавать партнеров по движению;
    • учатся предвидеть ошибки других водителей (познают стилистику ошибок);
    • приобретают чувство уверенности в действиях;
    • в последующем таким водителям легче и проще адаптироваться к реалиям дорожного движения.

Двери нашей автошколы открыты для всех, желающих стать по настоящему грамотным и безопасным водителем. А глухие и слабослышащие жители нашего региона могут записаться для обучения в автошколе на Петербургском портале для глухих и слабослышащих «Виват, Питер».


В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения на сегодняшний день в мире насчитывается 360 миллионов человек, страдающих глухотой или нарушениями слуха.Около100 тысяч граждан России являются членами «Всероссийского общества глухих», а реальное количество инвалидов по слуху значительно превышает эту цифру. Ежегодно в нашей стране рождается от полутора до двух тысяч глухих детей.

На государственном уровне проблемой образования лиц с недостатками слуха в России занимаются более двухсот лет, с момента открытия в 1806 году в Павловске школы для глухих детей. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге находится пять коррекционных детских садов, шесть школ-интернатов, подростков с проблемами слуха принимают некоторые техникумы, колледжи и высшие учебные заведения. Не так и много. Но это штат опытных сотрудников, методические разработки и десятилетия педагогического опыта.

С дополнительным профессиональным образованием, а в особенности с обучением в автошколах, ситуация намного сложнее. Ведь еще менее полувека назад глухим вообще не разрешалось водить автомобиль. Только в 1975 году, после нескольких лет исследований, появился приказ Министерства Здравоохранения «О порядке медицинского освидетельствования и допуска к управлению автотранспортом глухих и тугоухих лиц».

На сегодняшний день, на законодательном уровне нет никаких ограничений для обучения глухих лиц в автошколах. Проблема заключается в педагогической неготовности этих образовательных учреждений к подготовке инвалидов по слуху.

Автошкола «Мустанг» готовит глухих водителей на протяжении уже семи лет. В данной статье мы хотели бы поделиться своими наработками в этом направлении.

Набирающая в последние годы популярность система инклюзивного обучения демонстрирует результаты, значительно уступающие специализированной подготовке в отдельных группах, состоящих только из инвалидов по слуху. Обучение там построено по специальным методикам, разработанным нами с учетом особенностей восприятия и памяти людей, имеющих проблемы со слухом.

Максимальной визуализации преподаваемого теоретического материала мы добились применением разработанной нами методики «деловой игры». Когда все пункты Правил дорожного движения (ПДД) изучаются на примере заранее смоделированных дорожных ситуаций. Соответствующие иллюстрации демонстрируются ученикам на широкоформатных плазменных телевизорах с помощью обучающих видеокомпьютерных презентаций. Такие же картинки находятся в постоянном доступе обучаемых на страницах выдаваемых каждому ученику опорных конспектов.

Методика «деловой игры» делает учебный процесс не только более наглядным, сухой язык федерального закона становится интуитивно понятным. Обладающие меньшим словарным запасом инвалиды по слуху зачастую просто не понимают многих юридических трактовок, и образное представление изучаемого материала сильно облегчает его понимание. Помимо всего прочего, люди с проблемами слуха еще на лекционных занятиях начинают сложную для них адаптацию к движению по реальным дорогам.

Обилие терминов и определений ПДД затрудняет конспектирование материала, так как калькулирующий язык жестов не может передать их точную трактовку и сурдопереводчику приходится прибегать к способу дактилологии. Общение посредством дактильной азбуки не только увеличивает продолжительность донесения информации, но и затрудняет восприятие из-за разного объема памяти и скорости письма учащихся (из-за отвлекающихся на конспектирование учеников приходится многократно повторять одни и те же слова и фразы).

Для решения этой проблемы, наряду с сурдопереводом, на занятии используются заранее напечатанные в учебной презентации правила и определения.

При инклюзивном обучении мы практикуем также выдачу слушателям опорных конспектов с уже впечатанными в них типографским способом фразами.

Перед началом практического вождения ученики проходят индивидуальную подготовку на рулевых и обучающе-тестирующих компьютерных тренажерах. Для каждого тренажерного занятия мы создали специальные обучающие презентации, которые позволяют слабослышащим и глухим ученикам познакомиться и получить первоначальные навыки работы с органами управления автомобилем в комфортных для них условиях и в удобном для них темпе. Мы даем возможность ученику освоить алгоритм управления автомобилем без страха ошибиться и вызвать негативную реакцию инструктора, повторять одни и те же действия такое количество раз, которое позволит запомнить правильную последовательность действий, не боясь показаться тугодумом.

Кроме того, введение предварительной тренажерной подготовки в практическую программу обучения дает возможность, как ученику, так и инструктору по вождению полностью сконцентрироваться на дорожной ситуации, не отвлекаясь на ошибки, связанные с неправильной работой с органами управления. Если слышащему ученику можно оперативно говорить о допущенных при выполнении маневра неточностях не прерывая вождения, то на занятиях с глухими водителями об ошибках или недочетах можно сообщить, только прервав движение. Поэтому, чем меньше сложностей в управлении останется у него перед выездом на дорогу, тем эффективнее будут проходить занятия на автомобиле.

Также, перед тем как допустить глухого ученика к управлению автомобилем на дорогах общего пользования, мы проводит тестирование его психофизиологических параметров по специально разработанной нами методике. Ее применение уже показало очень высокие результаты в снижении транспортной аварийности на предприятиях у водителей –профессионалов и повышение эффективности обучения водителей –любителей в автошколе. Данная методика позволяет выявить слабости и особенности развития психофизиологических параметров, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения и скорректировать обучение вождению автомобиля с учетом выявленных отклонений.

Как показали проведенные нами исследования, у людей, имеющих проблемы со слухом, хуже развиты реакция и внимание. Зато, отсутствие слуховых раздражителей, делает их более сконцентрированными на процессе управления автомобилем.

На каждого слабослышащего ученика нами составляется подробный отчет, в котором детально расписываются особенности развития его психофизиологии по тридцати трем параметрам. На основании этого документа специалист автошколы разрабатывает индивидуальный курс практического вождения для каждого слушателя и проводит инструктаж назначенных ученикам инструкторов.

Мастер производственного обучения проводит с глухим учеником в замкнутом пространстве автомобиля достаточно многовремени. Это предъявляет к нему повышенные требования: межличностная толерантность, отсутствие установок на энклюзию, высокий уровень развития коммуникативных качеств. В связис этим, прежде чем допустить инструктора к занятиям с инвалидами по слуху, мы проводим психологическую диагностику их индивидуальных особенностей по специальным тестам –опросникам. Мы используем опросники: профессиональных склонностей Л. Йовайши, «Коммуникативность и организаторские склонности» В. В. Синявского, «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, а также опросник для выявления интереса и уважения к другому человеку «САМОАЛ» Н. Ф. Калина.

Для повышения эффективности практических занятий и облегчения коммуникации между инструктором и не слышащим учеником, в процессе обучения вождению используются планшетные компьютеры, которые позволяют не только общаться, используя компьютерную клавиатуру при разборе дорожных ситуаций, но и оперативно подавать команды в процессе движения с помощью специально созданных нами слайдов.

Повышение безопасности дорожного движения в целом, а также жизнь и здоровье глухих и слабослышащих людей в частности напрямую зависят от качества подготовки водителей с проблемами слуха.

В связи с этим, совершенствование методов обучения инвалидов по слуху с учетом особенностей их восприятия и максимальным использованием потенциальных возможностей является важнейшей педагогической задачей. Ее решение требует от работающих с ними преподавателей высокого профессионализма и заинтересованности в повышении эффективности усвоения материала учениками с проблемами слуха.