Методики обучения

Автошкола «Мустанг» - единственная российская автошкола, осуществляющая обучение правилам и безопасности дорожного движения по уникальным частным методикам. Всего в учебном процессе используется 9 авторских методик обучения. Ключевыми являются методики «Деловой игры», «Опорных сигналов» и «Персонально-ориентированного вождения».

«Деловая игра»

«Опорные сигналы»

«Персонально-ориентированное вождение»


Деловая игра

Эффективность методики «Деловой игры» заключается в образности восприятия материала, когда сухой язык официального документа (то есть ПДД) передается в виде воображаемого движения по дорогам ученика за рулем автомобиля с одновременным практическим разбором пунктов ПДД, которое необходимо для того, чтобы обеспечить это движение.

Польза методики «Деловой игры» в образовательном процессе общеизвестна. Она широко применяется в отраслях, требующих поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Первая деловая игра была создана в СССР в далеком 1932 году, а уже через 10 лет «деловые игры» стали применяться почти во всех школах бизнеса.


Кадры из телепередачи «Автоклуб на 100 ТВ»
«Автоклуб 100ТВ» рассказывает телезрителям об эффективности методики «Деловая игра» автошколы «Мустанг»

Первая в мире деловая игра «Пуск цеха»
Первая в мире деловая игра «Пуск цеха». СССР Ленинградский инженерно-экономический институт 23 июня 1932 года

Считается, что данная форма занятий лучше всего развивает аналитические и творческие способности, поэтому курс менеджмента в Гарвардском университете на 90% состоит из «деловых игр» (в Японии - порядка 50% курса). «Деловую игру» для подготовки водителей 10 лет назад создал Виктор Максимович Богданов. С тех пор она активно используется автошколами ряда европейских стран, а в России, перспективный способ изучения правил и безопасности дорожного движения доступен жителям Санкт-Петербурга.


Самые известные приверженцы методики «Деловая игра»


Опорные сигналы

Виктор Федорович Шаталов
Создатель методики «Опорных сигналов» - Виктор Федорович Шаталов

Методика «опорных сигналов» была создана в восьмидесятые годы прошлого столетия школьным учителем из Донецка Виктором Шаталовым Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м классе, и даже в 8-м и 7-м. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР.

Также, как и методика «Деловой игры», методика «Опорных сигналов» при изучении Правил дорожного движения применяется только в автошколе «Мустанг». Внедрение методики «Опорных сигналов» в учебный процесс – это результат обобщения многолетней работы авторского коллектива автошколы. В ходе этой работы материал ПДД был всесторонне тщательно проанализирован, а затем систематизирован по возможным общим смысловым, логическим и внешним признакам. После чего, для обобщенных групп учебной информации были созданы рельефные, короткие, но объемные выражения, в которых одновременно содержится суть нескольких положений ПДД. Вот эти «крылатые», яркие слова или обозначения и получили название Опорных сигналов.

Правила дорожного движения – это, прежде всего, документ. А документ создается и пишется сухим языком документа. И поэтому из-за этого сложного языка текст Правил становится для многих непонятным. Методика «Опорных сигналов» это своеобразный перевод текста ПДД на более простой и понятный язык. Язык Опорных сигналов более выразителен, а поэтому понятен. А все, что нам понятно, - легко и надолго запоминается.

Таким образом, методика «Деловой игры» помогает понять, а методика «Опорных сигналов» запомнить Правила дорожного движения. Наши ученики изучают их легче, а помнят лучше, так как эти две методики превращают теоретические занятия, по сути, в практические занятия по ПДД.


Опорные конспекты

Опорные конспекты

Для реализации методик обучения в учебном процессе каждый ученик автошколы занимается по специальным опорным конспектам по Правилам и Безопасности дорожного движения.

Опорные конспекты применяют для изучения многих учебных дисциплин (скажем, для изучения физики, математики, истории и т.д.), но для обучения правилам дорожного движения опорные конспекты используются только в автошколе «Мустанг», так как созданы они авторским коллективом автошколы и являются его интеллектуальной собственностью.

Опорный конспект – это принципиально новый учебник, в котором с максимальной конкретностью и краткостью изложены правила дорожного движения. Это своеобразная «книжка-раскраска» с оригинальными блок-схемами и символами, с рисунками дорог и перекрестков, оборудованных знаками и светофорами.

На занятиях наши ученики совместно с преподавателями совершают «движение» по этим, заранее подготовленным для них, «дорогам». На «дорогах» опорного конспекта, как и на настоящих дорогах, возникают проблемные ситуации, которые ученик решает самостоятельно.

Таким образом, изучение правил дорожного движения мы стремимся превратить в Деловую игру с реальными практическими задачами и рекомендациями. Тогда гарантируется выполнение двуединой задачи: знать правила дорожного движения и уметь их выполнять.

Эффективность использования опорного конспекта в учебной программе подтверждается многолетним опытом их успешного применения в автошколах России, Латвии, Финляндии, использующих при обучении методику автошколы «Мустанг».


Видеокомпьютерные презентации

Видеокомпьютерные презентации

Каждое учебное занятие в автошколе «Мустанг» проводится в сопровождении специально разработанной нами видеокомпьютерной программы, которая позволяет:

  1. Обеспечить проведение каждого учебного занятия по единому плану и методике. Оптимально сформированная последовательность слайдов позволяет проводить занятие с максимальной эффективностью не теряя логическую цепочку повествования; не опасаясь, что преподаватель отвлечется от излагаемого материала или забудет осветить какой-либо важный аспект рассматриваемого вопроса. Такая организация занятия, кроме того, позволила предложить нашим ученикам уникальную и бесплатно предоставляемую услугу: ученик, пропустивший учебные занятия не отчисляется и не платит дополнительных денег, а просто приходит на пропущенное занятие в другую группу, пусть даже к другому преподавателю и изучает именно то, что пропустил точно также, как привык это делать в своей группе.
  2. Совместить теоретическое рассмотрение каждого учебного вопроса с одновременным практическим решением соответствующих дорожных ситуаций с помощью вопросов учебных билетов, специальных тематических задач и фотографий сложных и специфических случаев из жизни. Такой способ подготовки делает абстрактную теорию максимально приближенной к реальности. Кроме того, заранее подобранные дорожные ситуации позволяют значительно сэкономить время занятия и, как следствие, увеличить объем изучаемого материала.
  3. Видеокомпьютерное моделирование ДТП, происходящих в случае невыполнения водителем изучаемых на занятии пунктов Правил позволяет значительно повысить акцент на безопасности дорожного движения и существенно снизить риск совершения таких ДТП и попадания в них в условиях реального дорожного движения.
  4. Демонстрируемые в презентации видеоролики делают возможным проследить динамику работы средств активной и пассивной безопасности автомобиля, заглянуть внутрь его работающих агрегатов и систем и, как следствие, сделать их работу простой и понятной для ученика.
  5. Постоянная видеодорожка позволяет задействовать не только слуховую, но и зрительную память человека, следовательно, делает учебный процесс более эффективным.
  6. И наконец, такое проведение занятия превращает его в крайне интересный и увлекательный процесс.

Журнал - Автоклуб Life

Методики автошколы «Мустанг» в публикациях

Авторским методикам «Деловой игры» и «Опорных сигналов» автошколы «Мустанг» посвящена статья «Школы, которые играют в игры» автомобильного журнала «Автоклуб Life» №1 2015 года.
Страница на сайте автоклуба.

Персонально-ориентированное вождение

Надежный водитель должен обладать не только знаниями, но и достаточными навыками для уверенного и безопасного управления автомобилем. Для решения этой задачи автошкола «Мустанг» разработала методику персонально-ориентированного вождения. Ее основная задача заключается в том, чтобы отводить на изучаемые вопросы столько времени, сколько требуется именно этому слушателю. Таким образом, эффективность занятий значительно повышается, что наглядно демонстрирует статистика экзаменов в ГИБДД.

Основные особенности методики

  • Перед началом вождения ученик проходит контраварийное психофизиологическое тестирование, в результате которого составляется психофизиологический портрет обучаемого. Он позволит эффективнее использовать выявленные сильные и исправлять слабые стороны физиологии слушателя в процессе практических занятий.
  • Каждый ученик получает «Памятку на практическое вождение», которая определяет четыре этапа подготовки: «Первоначальное обучение вождению», «Обучение вождению в условиях реального дорожного движения на дорогах с малой интенсивностью движения», «Обучение вождению в условиях реального дорожного движения на дорогах с большой интенсивностью движения», «Контраварийная подготовка».
  • Каждый этап подготовки состоит из перечисленных в памятке практических элементов, которые необходимо освоить в процессе занятий. В конце каждого урока обучаемый самостоятельно проставляет в памятке отметки об освоении упражнений, определяя сколько занятий ему необходимо для того, чтобы научиться легко и уверенно выполнять элемент.
  • Каждый этап заканчивается контрольным занятием, позволяющим объективно показать слушателю степень его готовности и устранить возможные при личностном восприятии ошибки, а также проконтролировать качество работы инструктора.
  • По результатам контрольного занятия ученик принимает решение о сохранении или смене назначенного ему инструктора, если динамика освоения необходимых навыков кажется ему недостаточной.
  • Контрольные занятия максимально правдоподобно имитируют экзамен в ГИБДД, что позволяет обучаемому психологически подготовится к предстоящему испытанию и не допустить досадных ошибок из-за нервов или растерянности.

Каждый ученик заранее знает, чему он должен научится; знает, что он это уже умеет; не сомневается в своих силах и умениях; уверенно управляет автомобилем и на экзамене, и на дороге.