Методики обучения
Деловая игра
Эффективность методики «Деловой игры» заключается в образности восприятия материала, когда сухой язык официального документа (то есть ПДД) передается в виде воображаемого движения по дорогам ученика за рулем автомобиля с одновременным практическим разбором пунктов ПДД, которое необходимо для того, чтобы обеспечить это движение.
Польза методики «Деловой игры» в образовательном процессе общеизвестна. Она широко применяется в отраслях, требующих поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Первая деловая игра была создана в СССР в далеком 1932 году, а уже через 10 лет «деловые игры» стали применяться почти во всех школах бизнеса.
Считается, что данная форма занятий лучше всего развивает аналитические и творческие способности, поэтому курс менеджмента в Гарвардском университете на 90% состоит из «деловых игр» (в Японии - порядка 50% курса). «Деловую игру» для подготовки водителей 10 лет назад создал Виктор Максимович Богданов. С тех пор она активно используется автошколами ряда европейских стран, а в России, перспективный способ изучения правил и безопасности дорожного движения доступен жителям Санкт-Петербурга.
Самые известные приверженцы методики «Деловая игра»
Опорные сигналы
Методика «опорных сигналов» была создана в восьмидесятые годы прошлого столетия школьным учителем из Донецка Виктором Шаталовым Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м классе, и даже в 8-м и 7-м. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР.
Также, как и методика «Деловой игры», методика «Опорных сигналов» при изучении Правил дорожного движения применяется только в автошколе «Мустанг». Внедрение методики «Опорных сигналов» в учебный процесс – это результат обобщения многолетней работы авторского коллектива автошколы. В ходе этой работы материал ПДД был всесторонне тщательно проанализирован, а затем систематизирован по возможным общим смысловым, логическим и внешним признакам. После чего, для обобщенных групп учебной информации были созданы рельефные, короткие, но объемные выражения, в которых одновременно содержится суть нескольких положений ПДД. Вот эти «крылатые», яркие слова или обозначения и получили название Опорных сигналов.
Правила дорожного движения – это, прежде всего, документ. А документ создается и пишется сухим языком документа. И поэтому из-за этого сложного языка текст Правил становится для многих непонятным. Методика «Опорных сигналов» это своеобразный перевод текста ПДД на более простой и понятный язык. Язык Опорных сигналов более выразителен, а поэтому понятен. А все, что нам понятно, - легко и надолго запоминается.
Таким образом, методика «Деловой игры» помогает понять, а методика «Опорных сигналов» запомнить Правила дорожного движения. Наши ученики изучают их легче, а помнят лучше, так как эти две методики превращают теоретические занятия, по сути, в практические занятия по ПДД.
Опорные конспекты
Для реализации методик обучения в учебном процессе каждый ученик автошколы занимается по специальным опорным конспектам по Правилам и Безопасности дорожного движения.
Опорные конспекты применяют для изучения многих учебных дисциплин (скажем, для изучения физики, математики, истории и т.д.), но для обучения правилам дорожного движения опорные конспекты используются только в автошколе «Мустанг», так как созданы они авторским коллективом автошколы и являются его интеллектуальной собственностью.
Опорный конспект – это принципиально новый учебник, в котором с максимальной конкретностью и краткостью изложены правила дорожного движения. Это своеобразная «книжка-раскраска» с оригинальными блок-схемами и символами, с рисунками дорог и перекрестков, оборудованных знаками и светофорами.
На занятиях наши ученики совместно с преподавателями совершают «движение» по этим, заранее подготовленным для них, «дорогам». На «дорогах» опорного конспекта, как и на настоящих дорогах, возникают проблемные ситуации, которые ученик решает самостоятельно.
Таким образом, изучение правил дорожного движения мы стремимся превратить в Деловую игру с реальными практическими задачами и рекомендациями. Тогда гарантируется выполнение двуединой задачи: знать правила дорожного движения и уметь их выполнять.
Эффективность использования опорного конспекта в учебной программе подтверждается многолетним опытом их успешного применения в автошколах России, Латвии, Финляндии, использующих при обучении методику автошколы «Мустанг».
Видеокомпьютерные презентации
Каждое учебное занятие в автошколе «Мустанг» проводится в сопровождении специально разработанной нами видеокомпьютерной программы, которая позволяет:
- Обеспечить проведение каждого учебного занятия по единому плану и методике. Оптимально сформированная последовательность слайдов позволяет проводить занятие с максимальной эффективностью не теряя логическую цепочку повествования; не опасаясь, что преподаватель отвлечется от излагаемого материала или забудет осветить какой-либо важный аспект рассматриваемого вопроса. Такая организация занятия, кроме того, позволила предложить нашим ученикам уникальную и бесплатно предоставляемую услугу: ученик, пропустивший учебные занятия не отчисляется и не платит дополнительных денег, а просто приходит на пропущенное занятие в другую группу, пусть даже к другому преподавателю и изучает именно то, что пропустил точно также, как привык это делать в своей группе.
- Совместить теоретическое рассмотрение каждого учебного вопроса с одновременным практическим решением соответствующих дорожных ситуаций с помощью вопросов учебных билетов, специальных тематических задач и фотографий сложных и специфических случаев из жизни. Такой способ подготовки делает абстрактную теорию максимально приближенной к реальности. Кроме того, заранее подобранные дорожные ситуации позволяют значительно сэкономить время занятия и, как следствие, увеличить объем изучаемого материала.
- Видеокомпьютерное моделирование ДТП, происходящих в случае невыполнения водителем изучаемых на занятии пунктов Правил позволяет значительно повысить акцент на безопасности дорожного движения и существенно снизить риск совершения таких ДТП и попадания в них в условиях реального дорожного движения.
- Демонстрируемые в презентации видеоролики делают возможным проследить динамику работы средств активной и пассивной безопасности автомобиля, заглянуть внутрь его работающих агрегатов и систем и, как следствие, сделать их работу простой и понятной для ученика.
- Постоянная видеодорожка позволяет задействовать не только слуховую, но и зрительную память человека, следовательно, делает учебный процесс более эффективным.
- И наконец, такое проведение занятия превращает его в крайне интересный и увлекательный процесс.
Методики автошколы «Мустанг» в публикациях
Авторским методикам «Деловой игры» и «Опорных сигналов» автошколы «Мустанг» посвящена статья «Школы, которые играют в игры» автомобильного журнала «Автоклуб Life» №1 2015 года.Страница на сайте автоклуба.
Персонально-ориентированное вождение
Основные особенности методики
- Перед началом вождения ученик проходит контраварийное психофизиологическое тестирование, в результате которого составляется психофизиологический портрет обучаемого. Он позволит эффективнее использовать выявленные сильные и исправлять слабые стороны физиологии слушателя в процессе практических занятий.
- Каждый ученик получает «Памятку на практическое вождение», которая определяет четыре этапа подготовки: «Первоначальное обучение вождению», «Обучение вождению в условиях реального дорожного движения на дорогах с малой интенсивностью движения», «Обучение вождению в условиях реального дорожного движения на дорогах с большой интенсивностью движения», «Контраварийная подготовка».
- Каждый этап подготовки состоит из перечисленных в памятке практических элементов, которые необходимо освоить в процессе занятий. В конце каждого урока обучаемый самостоятельно проставляет в памятке отметки об освоении упражнений, определяя сколько занятий ему необходимо для того, чтобы научиться легко и уверенно выполнять элемент.
- Каждый этап заканчивается контрольным занятием, позволяющим объективно показать слушателю степень его готовности и устранить возможные при личностном восприятии ошибки, а также проконтролировать качество работы инструктора.
- По результатам контрольного занятия ученик принимает решение о сохранении или смене назначенного ему инструктора, если динамика освоения необходимых навыков кажется ему недостаточной.
- Контрольные занятия максимально правдоподобно имитируют экзамен в ГИБДД, что позволяет обучаемому психологически подготовится к предстоящему испытанию и не допустить досадных ошибок из-за нервов или растерянности.